Печати и штампы, изготовление - полезная информация

Изготовление печатей и штампов, факсимиле
04
Апрель 2014

История происхождения печати и штампы

Согласно истории, использование печатей и штампов в первые началось в Древнем Египте и Вавилоне. С 10 века их начали применять в Древней Руси, для заверения княжеских соглашений. Факты подтверждающие существование печатей в этот период, является летописи и раскопки , одно из свидетельств, это найденная печать относящаяся к середине 11 века принадлежащая князю Изяславу. Широкое применение печатей и штампов, в плоть до 15 века были навесные , то есть подвешивались на документ, затем печати прикладывали к документу, они назывались прикладные. Для изготовление печатей и штампов материалы использовались самые разнообразные, в соответствии с периодом истории , это — сургуч, металл, воск , каучук, бумага и др.

 

По окончанию 17 века печати и штампы ,в Европе стали отдельным направлением исследований. Сфрагистика — это наука о печатях, которая к концу 19 века сформировалась как  серьезная наука. Евеимий Болховитимов является известным сфрагистом, историком, исследователем и считается первым специалистом этой науки в России. Он первый произвел обзор памятников сфрагистики древних времен , вплоть до 18 века.

 

Сочинение “Русская геральдика” также содержит информацию об исследованиях сфрагистики, в нем сделан акцент на печати и штампы времен княжества. Николай Михайлович Карамазин в одном из на писаном им фундаментальном труде под названием “История государства Российского”, также уделил много внимания описывая печати и штампы и их значение в истории.

 

Гончары с давних времен ставили на не запеченной глине их изделий печатью-штампом клеймо , этот метод называется — нанесение изображения тиснением. Также и  торговцы, ставили свой оттиск на пробке запечатывая емкости с товаром. Эти методы широко применялись в Вавилоне, Индии и древнем Египте. При знатных дворах,  существовала должность “хранитель печати”. В 3500 году до рождества Христова, Шумеры пользовались печатями цилиндрических форм. Процесс изготовления печатей и штампов был очень трудоемким, по этому оценивался очень дорого.

 

Технология набивки изображения или рисунка на ткань также имеет очень древнюю историю. Рисунок сначала гравировали на деревянной поверхности , затем переносили отпечаток с доски на качественную ткань. Первый случай известный в истории когда эту технику применяли для нанесения текстов, был зафиксирован к концу 14 столетия. В 1898 году в городе Синнека , восточная Франции , в обломках старого дома нашли деревянную доску с гравированным рисунком, это изделие было предназначено для печати на ткани. Рисунок выгравированный на клише изображал рыцарей  в доспехах и текстовое письмо. Эта находка получила название доска Прота, в честь издателя Прота, который купил ее.

 

Гравировка хотя бы даже и одной не большой страницы текста довольно сложный процесс, для выполнения этой работы требовалось много ременных затрат и терпения. Мастера наносят каждое слово специальными инструментами зеркальным отражением будущего клише. Совершая не большую ошибку, и нужно начинать все с начала на новом полотне.

 

Ученые древнекитайского мыслителя Конфуция изобрели интересный способ копирования текста, “мастер-копией” служили отпечатанные на камне мудрости китайского философа. Ученики, которые желали унести с собой запечатленные мудрости  Учителя, поступали так: прикладывали влажные листы бумаги к выбитым строчкам на каменной плите. Затем валиком с краской прокатывали по листу бумаги. Вдавленный текст оставался не окрашенным и белым по черному говорил о мудрости, как и этой техники копирования так и самого учения. Спустя некоторое время, этот метод был усовершенствован. На тонкий лист бумаги тушью наносился текст и моментально прикладывался к полированной, выструганной доске , покрытой значительным слоем рисового отвара. Лишнее аккуратно удалялось ножом. Такое клише вскрывали краской и производили оттиск. С помощью этой технологии, в 868 году была напечатана “Алмазная струна”, это священная книга буддистов.

 

На сегодняшний день современная гравировка, это мастерские оснащенные лазерными установками которые управляются компьютерными программами, это позволяет очень быстро и качественно выполнить сложнейший заказ максимально количества экземпляров. Но , творческий подход и поиск новых методик и технологий которые улучшают изготовление печатей и штампов будут актуальны всегда!

Shared